Трезвость и здоровый образ жизни явно не были фаворитами 90-х. Пытаясь уйти от безденежья и суровой реальности, россияне топили горе в бутылке, многие спивались и опускались на дно. Тем более, что горячительные напитки продавались круглосуточно, в любом ларьке, людям любого возраста, а из каждого утюга была реклама алкоголя. "Горькая" стала неизменным другом постсоветских праздничных застолий, и уж конечно подростковых дискотек.
Давайте вспомним самые популярные спиртные напитки, которые употребляли россияне в безумные 90-е.
Нектар святых 90-х! Знакомьтесь - технический спирт из Голландии, который был предназначен для розжига костра или мытья окон. Но даже такой зеленый змей производился в Польше, как большинство "паленой" продукции. Продержался на российском рынке достаточно долго - до 96-го года, пока не ввели акцизы. Напиток был очень популярен, благодаря своей дешевизне.
Это зелье разбавлялось водой 1:2 , чтобы получить примерную крепость водки - 40 градусов. Но народ был "изысканный", поэтому часто добавляли популярные сухие порошки того времени - Юппи или Зукко, чтобы было " вкусненько". Лозунг гласил: "Просто добавь воды", а добавляли спирт. Какая бурда получалась остается только догадываться.
Вот оно - связующее звено романтического вечера! Ликер, который должен был быть из Италии. Но по факту происхождение вообще было непонятно. В розницу можно было найти десятки разновидностей тягучего сладкого напитка. В то время, как на Западе ликер добавлялся в коктейли - у нас же его пили в чистом виде. Убойный напиток для свидания - и сладкий, и выглядит по-иностранному, и эффект от него на женщин был - то, что надо! Чтобы вечер прошел на 100% удачно, к данному напитку лучшим дополнением был импортный шоколад - Марс или Сникерс.
После того, как в Грузии началась гражданская война, в магазинах практически исчезло вино оттуда. В какой-то момент купить что-то нормальное было просто невозможно: это был или портвейн, или какое-то пойло. Между тем, в больших городах всегда хватало любителей вина. На фоне других «Монастырская изба» выгодно выделялись соотношением цена-качества. Фактически, это был чуть ли не "благородный" напиток. И на стол поставить не стыдно, и девушку угостить - чинно. Идеально. Еще можно было найти болгарское Каберне, "Букет Молдавии" и "Медвежья кровь". Сейчас для любителей вина, сложившаяся ситуация 90-х, показалась бы сущим адом!
О, живительный напиток Богов!
Иностранное пиво, такое как "Туборг" или "Хайникен", найти было крайне сложно в постсоветском пространстве, а оценивалась одна бутылочка дороже водки.
Поэтому с появлением в 1992 году на российских прилавках отечественного пива "Тройка" от питерской компании "Балтика" стала настоящей революцией, и положила начало отечественного пивоварения.
У "Балтики" был приятный вкус, отличная цена, а затем появилась еще "Четверка" - темное пиво. Так началась любовь к пенному напитку у россиян.
Ну, куда ж, без этого праздничного гостя? Советское шампанское - необходимый атрибут любого праздника. Флер роскоши и веселья от этого пузырчатого напитка. Чаще покупалось полусладкое, реже брют. Отличалось тем, что брали его в основном именно на празднество. Шампанское, знаете ли, не для ежедневной обыденности.
От джина в этом напитке только слово... непонятно из какого зелья он делался, был сладкий на вкус, уровень спирта от 5 до 9 градусов, в зависимости от фирмы. Если пиво было горьким, мужским напитком, то слабоалкогольного напитка для женщин не было, поэтому такой вот джин-тоник в жестяной банке был как бы альтернативой для милых дам. Одной баночки хватало, чтобы запьянеть. Вкус можжевельника скрашивал алкоголь, а дополнительный атрибут к напитку - длинная ментоловая сигарета, и простушка уже вроде как великосветская леди!
И, мы дошли до главного гостя - водка "Распутин"! Реклама этого огненного напитка была просто фантастическая! "Волшебный" голографический портрет Распутина подмигивал потребителю в доказательство подлинности продукта, а люди начали покупать, проверять, и верить, что, мол, продукт-то высшего качества. Но, как оказалось, и голографию могут подделать все, кому не лень. Кстати, у этой водки до сих пор высокая узнаваемость. Как и у водки Смирнофф. Которую производили в США. Нашего покупателя очень подкупала русская фамилия в названии. Но далеко не все могли себе позволить "беленькую" из-за бугра. Цена была высока.
Это было время, что называется "дорвались"! Никто не хотел культа алкоголизма, однако, он проник в головы отчаявшегося народа. Сейчас, 30 лет спустя, у нас появилась культура выпивания, у нас есть выбор напитков, и, главное, у нас есть в истории России печальная страница с ужасающей статистикой того времени, которую нужно перевернуть и никогда не повторять.